Сестры Хатыни на Дятловщине

 У истории есть страницы, которые нельзя забыть. Тысячами исчисляется количество населенных пунктов, сожженных фашистами в годы Великой Отечественной войны дотла. Деревни полыхали в огне вместе с мирными жителями – стариками, женщинами, детьми… Чудовищные преступления гитлеровцев на белорусской земле отбиваются в сердцах поколений звоном колоколов Хатыни. На Гродненщине трагичная судьба постигла многие деревни – Шауличи, Зиняки, Княжеводцы… Все они – «Сестры Хатыни». 

Во время Великой Отечественной войны на территории Дятловского района фашисты уничтожили 23 населенных пункта, из них 7 – полностью: Великая Воля, Малая Воля, Трахимовичи, Пуща Липичанская, Дубровка, Городки, Дуборовщина и 16 – частично. В результате карательных операций сельское население в районе уменьшилось на четверть.


Городки. Пуля – одна на двоих

15 декабря 1942 года фашистские нелюди окружили деревню Городки, расстреляли 367 человек и сожгли 48 дворов. 

Как это было, рассказывала чудом выжившая Ядвига Городко

Ее воспоминания сохранись в книге «Память» Дятловского района:

– В деревню на машинах, с пулеметами, автоматами и собаками налетели каратели. Солтысу Юзефу Лагутику приказали собрать всех жителей с паспортами на краю деревни. По настроению карателей, готовящих пулеметы, люди почувствовали неладное и стали разбегаться. Но их убедили, что с ними ничего не случится, и многие вернулись на луг. Нам приказали выстроиться и взять на руки детей. Главный по званию сказал солтысу: «Ты был хорошим и немцам, и партизанам, получай плату»» и… застрелил его. После чего автоматный и пулеметный огонь обрушился на нас. Люди кричали, плакали, проклинали фашистов… Через несколько минут все оборвалось, стихло, только слышались стоны умирающих. Я лежала ничком, приваленная трупами и была еще при памяти, когда немец схватил меня за воротник, перевернул и прямо на мне убил моего сыночка. Пуля, которая его пронзила и прошла навылет, застряла в моей груди.

Потом я услышала женский голос: «Люди, кто живой, вылазьте». С трудом поднялась, выползли несколько деток – Леля Городко и Геня Еремейчик. Мы, несмотря на зимнюю стужу, подались куда глаза глядят. Сперва остановились и передохнули на одном хуторе, потом добрались в деревню Саловичи. Остались живы. Через три дня фашисты пригнали в Городки людей из ближайших деревень, те вырыли огромную яму и похоронили убитых, в том числе моих троих детей и мужа…

Стоит ли говорить о том, какую душевную боль перенесла женщина?! Всю жизнь, до самой смерти та пуля в легком – одна на двоих с сыночком, напоминала ей о кошмаре, который довелось пережить в молодости, болела ее душа за безвозвратную потерю любимого человека и детей… Новая мирная жизнь не смогла избавить ее от жутких воспоминаний.

Сегодня на месте расстрела жителей деревни Городки стоит скромный памятник жертвам фашистского геноцида и два креста. Памятник установили в 1950 году. Местные жители, работники сельисполкома и волонтеры ежегодно благоустраивают территорию у памятника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Воспитание гражданина и патриота сегодня гарантирует будущее всего общества завтра. Без уважения к истории своей страны, к подвигам и традиц...